«Наше вечное стремление — быть достойными тех, кому мы поклоняемся», — говорил когда-то Мстислав Ростропович. А потом и сам стал тем, на кого равняется нынешнее поколение музыкантов. В Баку проходит IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. В этом году он приурочен к 90-летию со дня рождения маэстро. Бакинский смотр – первый в ряду фестивалей, посвященных великому виолончелисту, уже после него эстафету приняли Москва и Оренбург. Репортаж Лидии Алешиной.

Ветер Каспийского моря, ласковое апрельское солнце — уже по дороге из аэропорта хочется остановиться, выйти из автомобиля и, неспешно прогуливаясь, любоваться местными достопримечательностями. «Как мало времени, чтобы насладиться этой красотой», — повторяют музыканты, участники Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Те, кто в Баку впервые, обещают обязательно вернуться, а пока все в рамках жесткого графика: аэропорт — отель — концертный зал.

Музыканты камерного оркестра «Вена-Берлин» и солист Даниэль Мюллер-Шотт прилетели накануне. На фестиваль, организованный Фондом Ростроповича, их пригласила художественный руководитель смотра Ольга Ростропович. «Я всегда руководствуюсь одним принципом — лучшие коллективы, лучшее исполнение, чтобы это было интересно и качественно, поэтому мы в этот раз привезли в Баку ансамбль «Вена-Берлин»», — рассказывает Ольга Ростропович.

Двенадцать лет назад музыканты двух крупнейших коллективов, Венского и Берлинского филармонических оркестров, провели эксперимент — выступили вместе. Публика была в восторге. Так появился коллектив «Вена-Берлин». «Мы выступаем вместе всего несколько раз в году, потому что много работы в наших оркестрах: Венском и Берлинском. И тем ценнее такие концерта камерного коллектива «Вена-Берлин», особенно здесь в Баку, где родился фантастический музыкант Мстислав Ростропович», — делится художественный руководитель камерного оркестра «Вена-Берлин» Райнер Хонек.

Виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт с камерным оркестром «Вена-Берлин» на одной сцене – впервые, хотя знаком с каждым из этих музыкантов, выступал и с Венским, и с Берлинским филармоническими оркестрами. На фестивале в Баку виолончелист — впервые. Кстати, Даниэль в свое время учился у самого Ростроповича. «Я помню, мы говорили с ним на смеси английского, немецкого, русского языков. Но главный наш язык — музыка. Я преклоняюсь перед Ростроповичем, очень многому у него научился»,- вспоминает Даниэль Мюллер-Шотт.

Для вечера он выбрал Концерт для виолончели Гайдна, который на этой сцене когда-то исполнял Ростропович. Виолончель, на которой играет Даниэль, XVIII века — свой инструмент музыкант боготворит. В Баку также прилетели музыканты Дрезденской Штаатскапеллы.